Красивое и смертоносное

Оружие начали украшать с момента его появления. Известны изумительные по красоте шлемы и кинжалы времен древнеегипетских фараонов. Художественная отделка оружия призвана была подчеркнуть знатность и богатство его владельца и служила символом власти. Понятно, что самое красивое оружие делали для правителей.

Как только в Европе начинают создавать огнестрельное оружие, изготовляют и его украшенные образцы. Наиболее ранние центры украшения огнестрельного оружия возникли в Северной Италии и Южной Германии. Потом постепенно выдвинулись голландские оружейники, в дальнейшем первенство перешло к французским. В начале XIX в. тон в оружейном деле стали задавать англичане. В настоящее время вперёд выходят мастера Австрии, Испании и Италии.

Украшение рукоятки кремневого пистолета, сделанного мастерами Силезии в конце XVII в.

Возникновение огнестрельного оружия совпало с расцветом феодальной эпохи. Роскошь была для феодала обязательным и естественным элементом образа жизни. Пышным парадным одеждам, конской сбруе, сервизам, мебели, коврам должны были соответствовать и богато отделанные экземпляры оружия. Каждый знатный феодал, будь то король, граф, герцог или барон, стремился иметь при своём дворе лучших оружейников, которые создавали оригинальное по конструкции и отделке оружие. Поскольку каждый владелец старался сманить к себе самых опытных мастеров, традиции и формы украшения оружия постоянно кочевали вместе с известными мастерами по всей Европе. Московские государи уже в XVI в. создали Кремлёвскую оружейную палату, занимавшуюся изготовлением парадного оружия для царей и их приближённых. Мастеров собирали со всей Руси, а также приглашали из-за границы.

Стволик ручницы второй половины XIV в.

Одним из первых искусно выполненных образцов огнестрельного оружия является небольшой стволик ручницы второй половины XIV в. Он представляет собой истинное произведение литейного искусства. Его казённая часть украшена бородатой мужской головой. Затравочное отверстие усилено бортиком. Этот стволик был изготовлен, по-видимому, в Швеции.

В Европе существовало несколько крупных оружейных центров. Они сосредоточивались то в одной, то в другой стране. Старые производства уступали место новым. Мода на оружие была очень переменчива. При этом декорирование оружия никоим образом не сказывалось на его боевых свойствах. Скорее наоборот: отделка должна была подчеркнуть качество и надёжность. И будучи необыкновенно красивым, оружие оставалось таким же смертоносным.

После того как на смену литым бронзовым стволам пришли кованые железные или стальные, укреплённые в деревянной ложе, отделка оружия обрела новые традиции. На стволах стали появляться гербы и монограммы владельцев или клеймо города и мастера. Ложа инкрустировалась слоновой костью, перламутром, золотой и серебряной проволокой. На стальных поверхностях замков выполнялись гравировка и резьба.

Характерный пример — ружьё 1532 г. с комбинированным фитильно-колёсным замком, увенчанное гербами Бадена и Баварии с монограммой жены герцога Вильгельма Баварского. Не менее интересный экземпляр — казнозарядное ружьё английского короля. Его ствол напоминает архитектурную колонну. Крышка пороховой каморы имеет резьбу в виде листа аканта, хвостовик каморы позолочен. Ружьё изготовлено около 1537 г. мастером Уильямом Хантом, хранителем королевского ручного оружия. На подобную должность назначались только опытные оружейники.

Древнейшей техникой отделки, перешедшей с рыцарских доспехов на ружейные и пистолетные стволы, было воронение. Причем оружейники научились воронить сталь, получая желаемые оттенки. Синеватое воронение производилось на раскалённых древесных углях. Многие мастера, особенно итальянские, добивались любого цветового отлива, к тому же выдерживая равномерную окраску по всей поверхности детали. Синеватое воронение могло иметь фиолетовый и даже красный нюанс, который ценился больше всего. Чёрное воронение получалось при обжиге изделия в горячей золе. Самым распространённым было коричневое воронение. Им вплоть до середины XIX в. покрывали стволы, замки и детали ружейного прибора.

Есть множество вариантов, а также технологических и художественных приёмов отделки оружия. Подобием резьбы является гравировка, но, хотя она и выполнялась схожими инструментами (резцами, штихелями), техника была несколько иной. Использовалась она не только для украшения металла. Известно три вида гравировки: плоскостная, обронная и под чернение. Наиболее распространённой была плоскостная — орнамент или изображение наносились тонкими линиями. Она применялась для украшения всех видов огнестрельного и холодного оружия. Гравировали не только стальные детали ружей и пистолетов, но и элементы инкрустации — кость и перламутр. Больше всех славились немецкие, голландские и французские умельцы, создававшие изумительной красоты рисунки на небольших участках металла, кости и перламутра.

Петиналь с колесным замком. Длина — 1245 мм, калибр — 17 мм. Металлические части украшены золочением, ложа — резной костью со сценами подвигов Геракла. Германия. 1586 г.

Однако ещё эффектнее была обронная (объёмная) гравировка. Тут не рисунок наносился резцом, а, наоборот, инструментом выбирался фон возле рисунка, и изображение получалось приподнятым, более рельефным. Обронной гравировкой часто декорировали как раз ружейные стволы и замки.

С конца XV в. становится распространённым мастерство травления. Выполненный с помощью травления орнамент по металлу внешне похож на гравировку. Однако техника здесь совсем иная и более производительная, потому она быстро вошла в обиход многих оружейников. Перед собственно травлением на железную, стальную или серебряную поверхность наносили разогретую пасту, состоявшую из воска, битума и древесной смолы. Рецепт пасты и пропорции ее составных частей умельцы хранили в секрете.


Добавить комментарий